Диагностический Департамент
5.1.  Общие психологические черты .

Существуют академические описания кавказцев в собственно местной этнографии, которая была и остается частью российского обществоведения . В энциклопедии «Народы России»  статьи о кавказцах были написаны авторами из республик и представляют собой более или менее общепризнанную академическую версию до момента начала «чеченского кризиса». В этой энциклопедической справке имеется весь набор различных описаний любой из этнических групп на территории бывшего СССР: расовый тип, происхождение (этногенез), этническая история, материальная и духовная культура, «подразделения» этноса и прочее. Никаких сомнений в умеренной древности, культурной уникальности и в неподвижности границ «кавказкости» как культурного комплекса данные тексты не позволяли.
Еще совсем недавно существовал и был основным в советский период так называемый обязательно-бюрократический подход . В соответствии с ним представителя кавказских народов можно было определить по соответствующей записи в его паспорте, которая, и это необходимо особо отметить, вносилась не произвольно, волюнтаристски, а обусловливалась уже зафиксированной этнической принадлежностью родителей (обоих либо одного из них).
Из огромного числа публичных заявлений, журналистских описаний и академических текстов можно выстроить несколько версий образа «кавказцев». Возможно, ни одна из них не будет истинной, но все они реальны в том смысле, что существуют в ментальном пространстве и служат основой ощущений или аргументом социального действия.
Для большинства современных отечественных исследователей характерен этнокультурный (или добровольно-субъективный) подход , согласно которому кавказской признается общность людей, идентифицирующих себя с кавказской культурой и являющихся реальными ее носителями и субъектами («творцами»). Быть кавказцем означает быть воспитанным в традициях кавказской культуры и развивающим таковые. В результате в основание кавказского психологического портрета кладется определенный набор идей и ценностей, которые в человеке осознанно и бессознательно связаны со всеми данностями кавказского образа жизни. С данных позиций кавказцами признается - устойчивая, по крайней мере, частично организованная общность людей, исторически сложившаяся на базе характерных территориальных традиций и обычаев, вобравших в себя основные духовные ценности, на основе великой культуры, национального самосознания и национальных интересов каждого народа Кавказа .
Частной разновидностью этнокультурного подхода выступает этнокомпонентный подход , основанный на выделении характерных черт и стереотипов, считающихся «архетипическими» и являющих собой разные стороны, грани кавказского национального характера. При таком подходе кавказцы наделяются и определяются по вполне определенному «набору» конкретных критериальных свойств и черт, причем как положительной (щедрость, храбрость, честолюбие, духовность и т. п.), так и негативной (гордыня, вспыльчивость,  категоричность и т. п.) направленности, выявление которых позволяет составить своего рода «типичный портрет» на конкретном историческом этапе существования кавказских народов.
В целом, рассмотренные подходы к определению основ психологического портрета сегодня в той или иной мере используются представителями кавказских народов в процессе их самоидентификации и вследствие этого могут рассматриваться как ее определенные стороны, грани, моменты, влияющие на оформление этнотерриториальной идентичности.
Общий этнопсихологический портрет кавказцев:
• выраженное (периодами гипертрофированное) чувство национальной гордости; образование земляческих микрогрупп и распространение их влияния в многонациональном коллективе; если чувство строится не на коллективистских началах, оно может перейти в национальную кичливость;
• управление и регулирование своего поведения с приверженностью к национальным традициям; выражено проявляется и любовь к народным мелодиям и национальным танцам;
• желание навязать свои традиции в коллективе;
• устойчивое стремление к самоутверждению, к лидерству, в том числе и к неформальному (криминальному); чувствительны к успеху, к почету, известности;
• самолюбие, завышенная самооценка, повышенная чувствительность к словам, возвеличивание чувства собственного достоинства; не последнюю роль играет и честолюбие (любят хвалиться своими успехами в служебной и общественной деятельности).
• эмоциональность, с преобладанием холерического и сангвинического типов темперамента;
• инициативность, упорство и настойчивость в деятельности, имеющей общественное значение;
• приоритет эмоционально-волевой сферы над интеллектуальной;
• выраженной ассоциативности мышления, категоричности и бескомпромиссности занимаемых позиций;
• конфронтационность сознания;
• психофизическая устойчивость;
• злопамятность, отрицательные эмоции как бы застревают, долго, иногда всю жизнь хранятся старые обиды, даже те, которые имели место в детстве,  когда причины, их вызвавшие, давно исчезли;
• смелость, суровость, агрессивность, самостоятельность.
Имеющиеся этноархаические рефлексы: «жестокой мести» и «беззаветной отваги».
Самосознание: у кавказцев для удобства можно выделить четыре уровня самосознания - собственно национальное, внутринациональное - региональное (например, у чеченцев, ингушей - тейповое), религиозное, общекавказское. Вне Родины заметна тенденция к образованию не только микрогрупп по национальному признаку, но и по принадлежности к коренным национальностям Кавказа вообще.
Одним из характерных проявлений национально-психологических особенностей является склад ума. Способности и таланты у всех народов развиты одинаково, но только характер их проявления различен. К кавказцев имеется тенденция в какой-то мере к относительно длительному, глубокому скрытому мышлению, а процесс самовыражения чувств более активен и динамичен.
Отношение к старшим (возраст, положение): безоговорочное уважение и подчинение старшим дифференцировано. Подчеркнуто внимание и уважение к родственникам, старшим по возрасту. Большим авторитетом пользуется не только отец, но и мать.
Скрытое сопротивление начальству, уверенность в лучшем понимании ситуации, чем начальник. Если представители кавказских народов считают, что те или иные распоряжения руководителей задевают их достоинство, представляемое в духе национальных традиций, то способны воспротивиться выполнению этих указаний. Встречая в подобных случаях жесткую требовательность, решительность и уверенность в действиях начальства, кавказцы быстро осознают бесперспективность такого поведения, однако перестраиваются с трудом. Здесь большую роль играют терпение и последовательность в действиях руководителя.
Возрастные особенности: в молодости склонны к риску, в среднем - становятся консервативными.
Новая обстановка (другие культурные условия): резкие отличия в поведении в зависимости от нахождения в группе земляков или одним. При первом контакте дистанцирование к другой культуре; при втором активность в налаживании контакта, поиск друзей. Как правило, они держатся скромно, сдержанно. Вместе с тем отличаются быстротой суждений, выводов, что нередко ведет к конфликтам. Если атмосфера достаточно благоприятная, кавказцы охотно общаются с людьми разных национальностей. Они с готовностью берутся за изучение русского языка. Однако иногда, даже зная русский язык, кавказец скрывает это, пытаясь, когда нужно, использовать такое обстоятельство в свою пользу.
Внешность. Понятия о красоте сильно различаются. Наиболее часто употребляемые (с восхищением) качества и образ женщины в целом: стройность, подчеркнутые черты лица (некрашеные), умение вести себя в разных ситуациях, заметная и ненапускная застенчивость, улыбчивость лица независимо от настроения. Многие качества определяются «скрытым» наблюдением. Это когда невинные вопросы задаются как самой женщине, так и ее знакомым, соседям и т.д. Понятие мужская красота скорее связано с содержанием английского слова handsome. Чаще всего определяющими словами являются: ум, дерзость, «опыт и знание жизни», обаятельность и значимость в окружающем «его» и «ее» обществе. Без последнего сомнительно признание внешних данных мужчины, каковы бы они ни были.
Взгляды: с трудом меняют мнение о человеке, сложенное при воспитании мнение о другой культуре. Как правило, все события рассматривают с чисто личных отношений. Судят о человека по четким, сложенным стереотипам. Разделении людей на «своих» и «чужих».
Пирамида потребностей (в порядке убывания от максимально значимой):
• потребность  в уважении - признание личных достижений и компетентности, одобрение окружающих;
• потребность принадлежности к «своим», причастности к группе, противопоставление себя «другим»;
• потребность управлять социальным окружением, воздействовать на поведение других различными способами, доказывать свою правоту, диктовать условия, стремление получить контроль на другими людьми;
• физиологические потребности;
• потребность в безопасности;
• когнитивные (познавательные) потребности;
• эстетические потребности.
Отношение к труду на СК не равнозначно. Есть немало  таких, у кого проявляется лень, желание найти «тепленькое место», быть обеспеченным, иметь престижные вещи, машину, ничего для этого не делая. Кавказец может заниматься с ленцой, хитрить, чтобы уйти от выполнения трудного задания. В этом случае руководителю многонационального коллектива приходится терпеливо учить его работать, обращаясь к лучшим национальным традициям народа. Учитывая эту национально-психологическую особенность, руководители должны разъяснять, для чего нужно выполнить ту или иную задачу и почему ее решение поручается именно этому человеку. В индивидуально-воспитательной работе необходимы: такт, выдержанность, ровность и доверительность отношений. Такой подход позволяет постепенно выработать у представителей СК привычку выполнять любые распоряжения, сохраняя свое достоинство, национальную честь. В противном случае, даже выполнив то или иное требование, кавказец остается при своем мнении, что неизбежно приводит к повторению ситуации, обострению взаимоотношений между начальником и подчиненным.
К военному делу (службе) испокон веков на СК относились с особым уважением. Каждый мужчина считается воином, который должен защищать свой род, своих женщин, Родину, самого себя. Он должен хорошо владеть оружием. Кавказцам присуща смелость и воинственность. В различных ритуалах и обрядах часто используется оружие как символ борьбы со злом. Распространены различные амулеты. Существует культ кинжала, а ношение оружия стало национальной традицией. В этом проявляются особенности воспитания мальчиков. Они с детства сориентированы на значимость социальной роли мужчины, их с малых лет приучают заботиться о сестрах (даже старших), о младших братьях. Женщины в основном занимаются домашним хозяйством, воспитанием детей. Это приводит к тому, что мужчины с пренебрежением относятся к такого рода деятельности, считая ее чисто женской. На СК популярны все виды борьбы, силовых единоборств, бокс. Занятия этими видами спорта с ранних лет формируют сильную волю, постоянную готовность к отпору, активность.
Дружбу высоко ценят на СК. Для кавказца нет человека, после обращения к которому он бы «никак» к нему не относился. Мнение у него составляется полярное: или друг, товарищ,- или чужой, «не наш», «враг» - и никак иначе. К другу, товарищу - щедрость и внимание, с врагом - отношения непримиримости. С трудом меняют уже сложившее свое мнение о человеке. Как правило, все события рассматриваются с чисто личных отношений - кто к кому и как относится. Любое общение кавказцы стремятся перевести в плоскость неформальных межличностных отношений. Поэтому не терпят грубости, прямого принуждения, давления, любят, чтобы все было «по-хорошему». В профессиональных и личных отношениях придерживаются стиля, характеризующегося дружелюбием, доброжелательностью. Такую форму общения с интересными и приятными им людьми можно назвать бережным отношением. Подобного же поведения они ожидают и от других. Они чувствительны к неуважительности, поверхностному отношению, очень обижаются, когда их игнорируют.
Наиболее значимые психологические отличия кавказцев и русских:
1) у большинства кавказцев отмечается выбор в качестве друзей и знакомых представителей своей национальности. Частота общения с представителями других национальностей выше всего в русской группе. Коммуникативное поведение русских в равной степени ориентировано, как на свою собственную, так и на культуру других народов;
2) кавказцы отличаются более высоким уровнем традиционализма. Для них характерна высокая ориентация на соблюдение национальных и религиозных праздников, на выполнение традиций обычаев и обрядов, тогда как для русских -низкая ориентация. При этом у кавказцев обнаруживается феномен совмещения этнокультурных традиций с русскими. Что нельзя сказать у последних. Русским свойственно невнимательность, а порой и пренебрежительность к традициям и обычаям кавказской культуры;
3) значимость членства своего этноса наиболее ярко выражена для кавказцев (испытывают чувство гордости за принадлежность к своему этносу). Для русских значимость членства своего этноса представлена тем, что национальную принадлежность большинство русских принимают просто как факт;
4) для кавказцев более свойствен радикализм мышления и радикализм действия, готовность к геройству, а у русских наоборот некоторая обстоятельность и вязкость мышления со склонностью  к самобичеванию и внутреннему копанию.
«Международный центр «ФАЛКОГРУП»
Автономная некоммерческая организация исследований и социальной дипломатии
ТЕРРИТОРИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ, ДЕМОКРАТИЗАЦИИ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИИ
My Great Web page
2009-2018  © FALCOGROUP