Диагностический Департамент
8.3.   Вопросы «Олимпиада на крови», «Геноцид черкесского народа» и «Великая Черкесия».

Даже на первый взгляд мирное и благое само по себе действие, как Олимпийские игры, может вызвать протест и активизацию процесса сепарации на СК. Зимняя Олимпиада 2014 г. будет проходить на склонах кавказских гор, однако ни в одной из республик СК она не представлена как национальная гордость. Мало того, ни в логотипах, ни среди речей спортсменов и политиков нет даже упоминания о Кавказе, как месте проведения. Эта некорректность не заставила себя ждать. Против проведения сразу выступило несколько черкесских общественных организаций в России и за рубежом, направивших обращение в МОК, что сразу же нашло положительный отклик на форумах чеченских, ингушских, дагестанских сайтах .
Наиболее последовательным в формулировках, отстаивании и продвижении этой темы в медийном пространстве является адыгское общественно-политическое движение «Черкесский конгресс.» Мурат Берзегов, лидер движения, говорит, что Олимпиада, которая будет проводиться на территории исторического проживания черкесов, являясь благом сама по себе, при замалчивании черкесского вопроса - и прежде всего признания геноцида адыгов в Кавказской войне - превратится в «Олимпиаду лжи». Заявления М. Берзегова и близких ему лидеров адыгских национальных организаций диаспоры сразу же нашли положительный отклик и взорвали форумы многих кавказских сайтов в интернете. Более 200 человек из адыгской диаспоры вышли перед  зданиями российского посольства в Стамбуле, российского консульства и офиса ООН в Нью-Йорке под лозунгами «Нет Олимпиаде на крови», «Сочи-земля геноцида».
Сразу создается новый проект - Черкесских олимпийских игр 2012 г.  Среди целей Олимпиады - постановка вопроса об укрупнении черкесских регионов в единую республику; реабилитация черкесского народа, только десятая часть которого осталась после окончания Кавказской войны; репатриация черкесов, подвергшихся выселению с родины. Планируется, что в играх примут участие черкесские (адыгские) спортсмены со всего мира. При проведении предполагается использовать адыгскую символику. По замыслу авторов Олимпиады 2012, использование этнических символов должно компенсировать абсолютное отсутствие кавказских атрибутов в брендировании сочинской Олимпиады.
В Иордании уже прошла девятая по счету презентация проекта «Черкесиада 2012» по 12 видам спорта (количеству звезд на черкесском флаге). Авторы проекта уже провели презентации в российских городах, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи, а также за рубежом - в США, Турции и Сирии. Последующие планируется провести в Абхазии и Великобритании. Презентация в Аммане была организована Черкесским благотворительным обществом Иордании, где подробно рассказана историю черкесской трагедии (показаны фильмы, розданы книги), случившаяся почти 150 лет назад, когда в результате войны черкесский народ оказался разбросан по миру, а на родине осталась лишь десятая часть нации: «мир сегодня не помнит о нашей трагедии, мы за то, чтобы мир узнал о нас через проведение Черкесиады. Хватит тех бедствий, трагедий и слез, которые пролили наши отцы 150 лет назад».
Другим мероприятием стало заключение между авторами проекта «Черкесиада» и руководством черкесского спутникового телеканала «НАРТ-ТВ»  соглашения о сотрудничестве, согласно которому телеканал стал официальным партнером всемирных черкесских игр в 2012 году. «Нарт-ТВ» - первый круглосуточный спутниковый телеканал, который вещает на нескольких спутниках, покрывая большинство территорий компактного проживания черкесов - страны Ближнего Востока, Европы и Кавказ.
По итогам переговоров между авторами проекта «Черкесиада» и руководством Черкесского благотворительного общества Иордании заключен меморандум о главных целях и принципах сотрудничества по подготовке первой Черкесиады в Нальчике в 2012 году и второй - в Аммане в 2016 году.
21 мая 2010 г. исполнилось 146 лет со времени окончания Русско-Кавказской войны XIX века - одной из самых продолжительных и кровопролитных в истории человечества . В историографии, посвященной событиям того времени, насчитывающей сотни и тысячи книг, статей, эссе на многих языках мира, имеются сведения о характере этой войны. Сейчас можно считать установленным, что война Российской империи против горцев СК коренным образом отличалась от тех войн, которые Россия вела в разное время. Если в столкновениях с мировыми державами соблюдались какие-то писанные и неписанные правила войны, то кавказские народы Россией были поставлены вне законов цивилизованного общества. Во время Кавказской войны русские войска в ходе боев осуществляли акции, которые характеризуются некоторыми  историками как геноцид.
Актуальность проблемы определяется и тем обстоятельством, что термин «геноцид» в последнее время зачастую используется в качестве политического аргумента. Например, На Юге России идеологи казачьего движения утверждают, что лидеры большевиков нерусского происхождения осуществляли в годы гражданской войны настоящий геноцид по отношению к казачеству и на этой основе требуют соответствующего морального и материального возмещения.
Политика «умиротворения Кавказа», начавшаяся после окончания военных действий, имела своей сверхзадачей формирование лояльности империи со стороны покоренных народов и стала колоссальным опытом конструирования целого региона, направленного на экономическую интеграцию края, поиски способов управления Кавказом, формирование целых сословий и новых горских элит. В глобальных геополитических планах расширения империи восприятие населением разных кавказских субрегионов было различно. Наибольшие проблемы вызывали горцы Западного Кавказа - адыги, на территории исторического проживания которых шли последние сражения Кавказской войны.
Архивные документы, включающие в себя донесения, рапорты, рескрипты командующих регулярными русскими войсками, командиров «отрядов», принимавших участие в сражениях с горцами, действия атаманов иррегулярных казачьих войск свидетельствует о том, что чины русской армии не ограничивались обычными военными действиями против горцев, противостоявших империи с оружием в руках. В многочисленных документах есть сведения, которые позволяют сделать главный вывод, что политику России на Кавказе в XIX веке нельзя рассматривать, как обычные военные действия для достижения победы с целью навязать волю противнику, а как войну, в которой ставилась задача устранения с этнической карты мира целых народов. Иначе нельзя объяснить причины жестокости российских войск с репрессиями против мирного населения. Это - массовые убийства женщин, детей, стариков, захват заложников, целенаправленное уничтожение средств жизнеобеспечения, аулов, садов, полей, фуража. Это были действия командиров русских полков и отрядов, которые выполняли прямые указания наместников на Кавказе, считавших, что только силой и голодом можно усмирить горцев.
Масштабы демографической и человеческой катастрофы, произошедшей с черкесами в 1850-1860-е годы, очень велики. Современники событий, среди которых немало русских офицеров, описывают, как люди в панике бросали родную землю, имущество и могилы своих предков . Тысячи скопившихся на черноморском побережье голодных мужчин и женщин, оборванных детей в течение нескольких месяцев ждали корабли, чтобы отплыть на землю единоверного султана. Большинство умирали еще в пути от голода и болезней, неисправные корабли часто тонули в море. Образ уже умершей в Новороссийской бухте молодой черкешенки, возле которой пытался спастись ее голодный младенец, описанный одним из русских военных, для многих поколений адыгов стал воплощением трагической бессмысленности происходящего. Издание 1924 года, посвященное окончанию Кавказской войны, содержит такие строки: «Военные действия на Западном Кавказе сняли с исторической карты некоторые кавказские народности и уничтожили даже память о них» .
Адыгский (черкесский) вопрос можно охарактеризовать как комплекс проблем политической истории адыгского (черкесского) народа, связанных с его стремлением к воссозданию суверенной государственности на своей исторической территории, национальной консолидацией и направленной на достижение этих целей национально-освободительной борьбой. Возникновение Черкесского вопроса предопределено утерей значительной территории, принадлежащей до XVIII в. адыгскому этносу. Адыгский вопрос стал составной частью Кавказского вопроса и занял определенное место в международных отношениях России на СК, ее борьбе за сферы влияния в данном регионе.
В современных условиях Черкесский вопрос воспринимается как стремление черкессов всего мира к восстановлению исторической справедливости, созданию реальных условий для консолидации народа, сохранению самобытности черкесов диаспоры, воссоединению с Родиной - Черкессией и отторгнутых от нее территорий. В процессе своего формирования адыгский (черкесский) этнос, часто становясь объектом агрессии, вставал на защиту собственной свободы и независимости. Начавшаяся во второй половине XVIII века военная экспансия Российской империи явилась для этого народа национальной трагедией, последствия которой сказываются до сих пор.
В 1859 г. война на Северо-Восточном Кавказе завершилась капитуляцией и пленением имама Чечни и Дагестана Шамиля. Война на Северо-Западном Кавказе против адыгов (черкесов) продолжалась еще 5 лет. Однако российские политики и генералы не ограничились достигнутой победой и подвергли западно-кавказских горцев массовой депортации. Только по официальным данным (А. Берже) из более чем миллиона адыгов (черкесов) погибло в войне свыше 400 тыс. человек, было выселено 497 тыс. человек, на исторической родине осталось около 80 тыс. адыгов . Огромные массы адыгов-эмигрантов оказались разбросанными по обширной территории Османской империи. Большой приток переселенцев и неподготовленность турецкой администрации к их принятию и размещению приводили к массовой гибели людей .
В многочисленных архивных документах есть сведения участников трагических событий, которые позволяют сделать главный вывод - войну, которую вело Российское государство в XVIII - XIX вв. против адыгов (черкесов) на их исторической территории, нельзя рассматривать как обычные военные действия . Россия ставила целью не только захват территории, но и полное уничтожение либо выселение коренного народа со своих исторических земель. Иначе нельзя объяснить причины нечеловеческой жестокости, проявленной российскими войсками на Северо-Западном Кавказе. По существу была совершена невиданная по тем временам, грандиозная по своим масштабам этническая чистка. Вытеснение черкесского населения за пределы Кавказа продолжалось вплоть до начала первой мировой войны.
Впервые поднятие черкесского вопроса на высоком научном уровне было осуществлено 24-26 октября 1990 г. в ходе Всесоюзной научной конференции «Национально-освободительная борьба народов СК и проблемы мухаджирства» , где участниками стали представители Института истории СССР АН СССР, Северо-Кавказского научного центра высшей школы, Кабардино-Балкарского научно-исследовательского института истории, филологии и экономики, Кабардино-Балкарский государственный университет (организатор конференции).
Выводы конференции:
1) считать антинаучной концепцию, сложившуюся в период культа личности и застоя о якобы реакционном, антинародном, националистическом характере борьбы северокавказских горцев, инспирированной Англией и Османской империей , и идею, проводившуюся в определенный период в публикациях современных советских авторов о якобы сепаратистском, феодально-религиозном, экспансионистском по отношению к России движении, возникшем в отсталых слоях горского населения Северного и Западного Кавказа;
2) согласно материалам данной конференции, политика русского царизма в регионе была завоевательной, колонизаторской, сопряженной с покорением, геноцидом и изгнанием большей части адыгского народа и части других народов за пределы Родины. Насильственное изгнание - трагедия народов. Оно было последствием Кавказской войны, проистекало в сложной социально-экономической и внешнеполитической обстановки, обусловленной экспансионизмом русского царизма. Неблаговидную роль в этом процессе сыграли также правительства Османской империи и отдельных западных держав;
3) национально-освободительная борьба горцев Северного и Западного Кавказа в XIX веке, пользовавшаяся симпатией и поддержкой передовых сил России и Запада, была антиколониальной, прогрессивной, отвечающей интересам народов этого региона;
4) необходимо уточнить понятие «мухаджир» как не соответствующее содержанию социального явления - изгнания горцев Кавказа за пределы Родины;
5) признать методологическую несостоятельность и политическую опасность отождествления русского царизма с русским народом и считать необходимым проводить в исследованиях четкое разграничение между ними. В равной мере необходимо руководствоваться этими же критериями при интерпретации и оценке идейных позиций и движущих сил борьбы народов. Вопросы, связанные с взаимоотношениями народов, должны быть защищены от политической эрозии. Необходимо проводить работу по дальнейшей разработке и уточнению понятийного и категориального аппарата (в том числе и периодизации), связанного с изучением борьбы народов Северного и Западного Кавказа против царизма.
6) рекомендовать органам власти снять в рассматриваемом регионе все символы военно-колониальной политики царизма в XIX в. на Кавказе, выраженные в названиях улиц, населенных пунктов и в памятниках царским воинам и обратиться к органам власти республик Северного и Западного Кавказа с этим вопросом.
7) оказывать помощь редакциям газет и журналов в подготовке и публикации статей по теме Кавказской войны, вызывающей повышенный интерес общественности. Ученым активно выступать в периодической печати, по радио и на телевидении;
8) рекомендовать педагогической общественности, лекторам, работникам средств массовой информации постоянно обращаться к историческому опыту и духовному наследию народов; широко использовать материалы настоящей конференции в целях патриотического и интернационального воспитания трудящихся и молодежи, укрепления дружбы народов, памятуя, что воспитание историей предполагает, прежде всего, восстановление национальной исторической памяти и формирование национального исторического сознания на гуманистических традициях и убеждениях;
9) рекомендовать считать неправомерным празднование 150-летия со дня основания городов Сочи, Туапсе и Адлер. Поддержать стремление шапсугов Черноморского побережья и просить органы власти Краснодарского края и Парламент РФ о решении вопроса создания Шапсугского национального района;
10) оказывать всяческое содействие и необходимую помощь зарубежным адыгам и другим соотечественникам в их стремлении возвратиться на свою историческую Родину;
11) необходимо объединить усилия профессионалов-историков, научных центров и вузов для значительного расширения источниковой базы научных исследований по обсуждаемой проблеме.
В последующем развитие черкесского вопроса можно охарактеризовать как вялотекущие обращения с заявлениями к органам власти. Например, постановление Верховного Совета Кабардино-Балкарской Республики от 7 февраля 1997 г. и обращение президента Республики Адыгея и Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея от 29 апреля в 1996 г. в Государственную Думу с предложением дать правовую оценку акта геноцида, совершенного царизмом в отношении адыгского (черкесского) этноса, оставлены без последствий. Адыгская общественность до настоящего времени не располагает какими-либо сведениями относительно дальнейшей судьбы этих документов.
Между тем сотни тысяч адыгов (черкесов) в России и около 3 миллионов за рубежом ждут от руководства РФ принятия такого документа, который дал бы политико-правовую оценку действиям руководства Российской империи. Никакие соображения российских политиков, правоведов, историков прошлого и настоящего, имеющие своей целью реабилитировать политику царизма на СК в XIX - начала XX века, под предлогом защиты экономических и геополитических интересов России в этом регионе не могут служить оправданием уничтожения народов.
Известно, что Государственная Дума РФ 4 апреля 1995 года сделала заявление, в котором признала акт геноцида, совершенного Турцией в отношении армян в 1915 году . В заявлении говорится, что Государственная Дума, «основываясь на неопровержимых исторических фактах, свидетельствующих об истреблении армян на территории Западной Армении в 1915 -1922 годах, следуя духу и букве принятых Организацией Объединенных Наций, Конвенции о предупреждении геноцида и наказания за него, Конвенции по неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества, стремясь к возрождению гуманистических традиций российского государства, осуждает организаторов уничтожения в 1915-1922 годах, выражает свое сочувствие армянскому народу и рассматривает 24 апреля как День памяти жертв геноцида».
На политическом поле СК организация «Черкесский конгресс» существует не так давно, с 2004 года, но уже успела отличиться яркими акциями. В жаркие дни осени 2005 года в глобальной сети формировался и обрастал подробностями нарратив о том, что потомки мухаджиров, среди которых немало профессиональных военных, были готовы через горные перевалы прийти на помощь и с оружием в руках отстаивать честь своей маленькой родины.
Деятельность конгресса тогда очень быстро получила международный резонанс: через ближневосточную и европейскую диаспоры адыгов был создан Всемирный комитет солидарности с Республикой Адыгея. В Государственную Думу и в Европарламент были направлены обращения, в которых проблема сохранения статуса республики увязывалась с признанием черкесского геноцида. Среди подписантов - адыгские общественные организации не только России, но и Турции, Израиля, Иордании, Сирии, США, Бельгии, Канады и Германии.
В этот период Адыгея была встревожена действиями силовиков, опасавшихся повторения нальчикского сценария 2005 года и превысивших свои полномочия в ряде эпизодов в местных мечетях. Постепенно риски слияния протестных религиозных и национальных настроений увеличивались, угроза появления нового очага напряженности в регионе была вполне реальна. И Кремль, и краснодарские краевые власти проявили гибкость - политики публично заявили о снятии проблемы укрупнения вообще. Именно тогда впервые идея строительства «Великой Черкесии» прозвучала не в историческом контексте, а как альтернативный вариант укрупнения регионов. Черкесский конгресс предложил объединить в составе России Адыгею, Кабарду, Черкесию и Шапсугию в Адыгскую (Черкесскую) республику в рамках исторических границ.
«Черкесский конгресс» собрал и систематизировал около 500 архивных документов периода Русско-Кавказской войны. Они размещены в Интернете - на официальном сайте Черкесского конгресса Республики Адыгея- www.circassiangenocide.org. 1 июля 2005 года Черкесский конгресс направил обращение с приложением архивных документов в Государственную Думу РФ о признании геноцида черкесского народа и получил отрицательный ответ 27 января 2006 года.
28 октября 2005 г. было направлено схожее письмо Президенту Российской Федерации Путину В. В., на которое 28 апреля 2007 г. был дан ответ полномочного представителя президента РФ в ЮФО, отрицательного и очень краткого содержания: «Ваше обращение о содействии в решении адыгского (черкесского) вопроса, направленное в адрес Президента Российской Федерации В.В.Путина, рассмотрено. Информирую Вас о том, что в законодательстве Российской Федерации нет соответствующих нормативных правовых актов, определяющих порядок решения проблем, изложенных в Вашем обращении.
В то же время из экспертного заключения, представленного специалистами Южного научного центра Российской академии наук, следует, что события Кавказской войны не могут быть квалифицированы как факт геноцида адыгов (черкесов) в соответствии с «Конвенцией по предупреждению и наказанию преступления геноцида», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1949 года».
По такой же форме обращаются и черкесы Соединенных Штатов Америки к президенту В.В. Путину и парламенту Российской Федерации (от 4 октября 2007 г.) с требованиями всестороннего и внимательного рассмотрения вопроса признания геноцида черкесов на официальном уровне и реабилитации этноса в соответствии с международным правом.
Дважды 11 октября 2006 г. и 8 октября 2008 г. 20 черкесских (адыгских) организаций из 9 государств обращались в Европарламент с просьбой всесторонне и объективно рассмотреть представленные документальные факты и признать геноцид адыгского (черкесского) народа, совершенный Российским государством с конца XVIII до начала XX вв.
Однако пока только Парламент Грузии в своей Резолюции конференции в Тбилиси по черкесскому геноциду осудил действия Российской империи в XIX и начале XX вв., приведшие к потере независимости Черкесии и признал эти деяния актом геноцида против черкесского народа; объявил 21 мая, дату, знаменующую собой российскую оккупацию Северо-Западного Кавказа в 1864 году, днем памяти жертв черкесского геноцида; признал г. Сочи местом и символом геноцида черкесов и этнической чистки (от 20 марта 2010 г.).
Обоснование требования. Признание геноцида адыгского (черкесского) народа, совершенного Российским государством с конца XVIII до начала XX вв. базируется на:
• огромном количестве архивных документов с неопровержимыми историческими фактами, свидетельствующими об истреблении и насильственной депортации адыгов (черкесов) с территории Северо-Западного Кавказа;
• принятой Организацией Объединенных Наций Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (Нью-Йорк, 9 декабря 1948 г.);
• Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества (от 26 ноября 1968 г.);
• общепринятых принципах равенства всех народов независимо от религиозной и этнической принадлежности;
• основании, что Российская Федерация - есть правопреемник и правопродолжатель Российского государства.
Под геноцидом понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:
a. убийство членов такой группы;
b. причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;
c. предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее;
d. меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;
e. насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.
Источник: Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН об утверждении Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него.
Потомки мухаджиров, а это примерно трехмиллионная диаспора, расселенная в 50 странах мира, и прежде всего высший генералитет и военные, особенно влиятельные в современных Турции и Иордании, всегда чутко реагировали на происходящее в России. Адыгская диаспора поддержала действия России в августе 2008 года на многочисленных митингах в Турции Сирии и Европе. Не без влияния мощного черкесского лобби в августе 2008 года в Россию приезжал король Иордании для оказания гуманитарной помощи Южной Осетии, а Турция, в отличие от других стран НАТО не осудила действия России в августе 2008 года.
Как выше упоминалось, основной сайт имеющий наиболее полную информацию по обозначенным опросом является - www.circassiangenocide.org. Сайт выполнен в черно-красных тонах. Обозначена тема сайта: «тема Русско-Черкесской войны 1763-1864 гг. и ее катастрофические последствия для нашего этноса всегда были под негласным запретом при любой власти. На этом сайте собрана небольшая часть российских архивных документов. Но и этих данных достаточно, чтобы сложилась ясная картина кровавых событий того периода. За каждой строкой представленных документов стоят жизни сотен тысяч мирных жителей - черкесов (адыгов). Хотелось бы, чтобы каждый посетитель нашего сайта набрался терпения и мужества прочитать все от начала до конца. Черкесский конгресс. 2010 г».
Разделы: архивные документы (С 1728- 1914 гг. более 200 документов и 1989-1990 - 3 документа); законы о геноциде; великие о Кавказе; деятельность Черкесского конгресса; галерея памяти; решение вопроса по геноциду. Например, первые 10 архивных документов:
1) дата не указана. Очерк закубанских укреплений.
«..географическое положение этого края представляет все выгоды нашей кордонной линии, протянутой по Западной стороне Закубанских земель…» Государственный архив Краснодарского края, ф. 347, д. 3, л. 1Г 6, 6 об., 9 об., 10, 11, 12, 13, 14, 21 об., 34 об.;
2) 1728 г., май. Донские казаки и адыги.
«…отряд в 600 донских казаков и адыгов, возглавляемый Михаилом Некрасовым (сыном сподвижника К. Булавина - Игната Некрасова) выступает против царских войск…» Сборник архивных документов, относящихся к истории Кубанского казачьего войска и Кубанской области. Стр. 38.;
3) 1769 г.  Поход генерала Медема в Кабарду.
«…кабардинцы сдались безусловно. Медем назначил к ним русского пристава и разъяснив им значение и святость присяги, двинулся к Кубани, желая возможно скорее воспользоваться впечатлением, которая должна была произвести в горах весть об истреблении черкесского отряда…» В.А. Потто. Кавказская война. Том 1, стр. 60.;
4) 1779 г., сентября 27. Штурм острова на реке Малке.
«…отступить кабардинцам было некуда, тем не менее, на предложение сдаться они отвечали ружейным огнем…и все, что было на острове, легло под штыками русских солдат…» В.А. Потто. Кавказская война. Том 1, стр. 98.
5) 1788 г.  Рапорты генерал - поручика Талызина князю Потемкину - Таврическому.
«…убито и потоплено в реках более 1000 человек неприятеля, 50 человек и мурзинские жены взяты в плен; досталось в добычу 3400 голов рогатого скота, 4000 овец …» Материалы для истории Северного Кавказа 1787-1792г.г. Е.Д. Фелицын (кавказский Сборник том 17) стр. 422-123.
6) 1790 г., октября 7-9. Войска барона Розена между реками Псекупсом и Пчасом предали огню оставленные бжедугами селения, на р. Марте истребили 8 деревень, а на Пшише - сожгли 28 деревень того же «племени». Бутков П. Материалы для новой истории Кавказа. Часть 1, СПб, 1869, с 228.
7) 1791 г.  Гудович на Кавказе.
«…положил начало собственно Кубанской линии, которая в общем сохранила свое первоначальное расположение почти до окончания кавказской войны и колонизации Закубанского края…». Материалы для истории Северного Кавказа. 1787-1792 г.г. Е.Д. Фелицын (Кавказский Сборник том 17) Тифлис 1896г. стр.418-419.
8) 1800 г. - Экспедиция под командованием генерал - майора Драшкевича.
«…отряду под командованием Еремеева удалось захватить у черкесов 2542 головы разного рода скота. Был захвачен скот войсками у черкесов и в других местах. Император Павел, объявивший войскам, участвовавшим в погроме закубанцев, Высочайшее благословление, приказал разделить всю добычу между казаками и регулярными войсками. На долю черноморцам досталось 660 голов рогатого скота и 2684 штуки овец…». Ф. А. Щербина. История кубанского казачьего войска. Том 2, стр. 156.
9) 1800 г. Походы атамана Ф.Я. Бурсака.
«С первых же шагов атаманской деятельности Бурсак стал домогаться разрешения походов к черкесам с карательными целями. Когда правительством было дано войску это право, Бурсак предпринял ряд походов за Кубань в 1800, 1802, 1807, 1809, 1810 и 1811 гг. В разное время казаки, под личным начальством Бурсака, побывали в землях бжедугов, натухайцев, шапсугов и абадзехов. Каждый раз горцы терпели поражения, а их аулы подвергались уничтожению, хлеб и сено - огню, скот - угону, как военная добыча. Сам Бурсак произведен был за эти действия в генерал-майора в 1807 г». Там же, стр. 75.
10) 1802 г.  Карательная экспедиция атамана Бурсака.
«..черкесов оказалось до 200 убитых и до 300 раненых. Казаки овладели всеми четырьмя аулами, взяли в плен 532 души и самого князя Буджука с семейством. В добычу отряду досталось 1158 голов рогатого скота, 1396 овец и 2432 штуки коз…». Там же, стр.158.
Выводы стратегической политики сайта и всей деятельности Адыгейского республиканского общественного движения «Черкесский конгресс» заключены в словах его председателя Мурата Берзеговова: «Сегодня мы должны идти в одном направлении - правовое решение черкесского вопроса через признание геноцида мировым сообществом. Это может стать национальной идеей, которая сплотит черкесов всего мира с целью воссоздать наш этнос на исторической родине и обеспечить ему долгую жизнь и процветание. Более важной проблемы у нас нет. Мы верим в силу международных институтов и международного права, по которому живет весь цивилизованный мир».
ТЕРРИТОРИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ, ДЕМОКРАТИЗАЦИИ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИИ
«Международный центр «ФАЛКОГРУП»
Автономная некоммерческая организация исследований и социальной дипломатии
My Great Web page
2009-2018  © FALCOGROUP